POSITION NUMBER ONE!

15.07.2013 0 Автор Автодилер

 

Фамилия, которой суждено было стать названием одной из величайших команд в истории мирового автоспорта, впервые появилась в списке участников чемпионата мира в августе 1958 года, когда за рулем болида команды Cooper в зачете «Формулы 2» на Гран-при Германии стартовал двадцатилетний ново-зеландец Брюс МакЛарен, На следующий год он стал уже членом заводской команды и самым молодым победителем Гран-при «Формулы 1», выиграв гонку в Себринге, а в 1960 сражался за титул со своим партнером по Cooper Джеком Брэбхэмом. Стоит отметить, что к тому времени у молодого дарования уже была своя команда, которую он создал еще тремя годами раньше. Даже по меркам тех времен, когда сделаться хозяином «конюшни» было достаточно просто, история создания Bruce McLaren Motor Racing напоминала чистейшую авантюру: основатель — молодой гонщик, которому едва за 20 лет, конструкторы не имеют ни малейшего опыта разработки гоночных автомобилей, ибо один с детства мечтал стать раллийным штурманом, а другой — специалист по газовым турбинам.

«Каким бы распрекрасным и быстрым ни казался суперкар со стороны, стоит ему оказаться на гоночной трассе, как вся прыть сходит на нет…» эти жесткие слова произнес чемпион мира в гонках «Формула 1» Дженсон Баттон.

С другой стороны, сразу соваться в «Формулу 1» с собственной командой МакЛарен не стал. Безусловно, «непрофессиональный» подход к делу проявил себя и во время дебюта в «Формуле 1»: с 1966 года максимальный рабочий объем двигателей увеличивался вдвое — до 3000 смЗ, и использовать старые двигатели значило обречь себя на роль аутсайдера. Поскольку у Брюса не было собственного моторостроительного предприятия, как, скажем, у Ferrari, BRM или Honda, он не имел соглашения с какой-нибудь фирмой, как Cooper, или друга-моториста, как Брэбхэм или Герни, ему пришлось искать более экзотические варианты. Выбор пал на восьмицилиндровые двигатели Ford рабочим объемом как раз 3 литра. Конструктор Робин Херд создал первое шасси McLaren для «Формулы 1» — модель М2В. Окрашенный в оранжевый цвет McLaren-Ford-M2B появился уже на старте первого этапа чемпионата мира в Монако. В квалификации Брюс был десятым (из 16 участников), а уже на десятом круге утечка масла бесславно завершила дебютную гонку McLaren в «Формуле 1». Тогда наш герой решил попробовать другой вариант: в Бельгии на его машину поставили итальянский мотор, носивший звучное название Serenissima, — плод усилий графа Джованни Вольпи ди Мизурата, даже после краха ATS в 1963 году не оставлявшего надежд основать собственную гоночную команду. Создан был этот мотор еще на базе того 1,5-литрового двигателя, что стоял на ATS три года тому назад, и доставил МакЛарену массу проблем: в Спа и Зандвоорте Брюс вообще не смог стартовать из-за того, что итальянские моторы оба раза «кончались» еще в квалификации. И хотя в Сильверстоуне МакЛарен прибыл на финиш шестым, принеся своей команде первое очко в ее истории, после Зандвоорта от дальнейшего использования итальянских моторов отказался и снова стартовал на Ford в США и Мексике. В Уоткинс Глен он стал пятым (при шести финишировавших), что довело его счет до трех очков и позволило разместиться на четырнадцатой позиции в чемпионате мира. «Двигательная» проблема остаsc72валась актуальной и на следующий год. Пытаясь ее разрешить, МакЛарен решил больше не связываться с американскими моторами и обратил свой взор на BRM. В Монако и Зандвоорте на новом шасси М4А стоял двухлитровый восьмицилиндровый двигатель, который принес Брюсу четвертое место в Гран-при Монако.

Но для великих свершений двух литров рабочего объема было явно маловато, и пока Херд разрабатывал М5А под 12-цилиндровые трехлитровые BRM, МакЛарен провел следующие четыре этапа на Eagle команды Дэна Герни. McLaren-BRM-M5A вышел на старт только в канадском Моспорт-парке. На нем Брюс выступил гораздо лучше, чем раньше — шестое место в квалификации и седьмое в гонке, а в Монце вообще сотворил сенсацию, стартовав третьим. И хотя та гонка, как и две следующие, закончилась сходом, шаг вперед был сделан! Все изменилось на третий год участия McLaren в «Формуле 1», когда к отцу-основателю присоединился другой новозеландец — действующий чемпион мира Деннис Хьюм. В Кьялами, выступая на прошлогоднем М5А, он финишировал пятым. Херд к тому времени заканчивал работу над М7А, рассчитанный на двигатель Ford-Cosworth-DFV. Появившись на втором этапе в Испании, этот автомобиль тут же привез Хьюма ко второму месту на подиуме, а менее чем через месяц в Спа МакЛарен добился победы, став попутно третьим в истории «Формулы 1» гонщиком, побеждавшим в собственной команде. Следующий год был посвящен попыткам продвинуться вперед, окончившимся, однако, впустую. На модернизированных новым главным конструктором Джо Марквартом М7С (Херд ушел работать в Cosworth) Мак-Ларен и Хьюм проводили сезон достаточно ровно, регулярно набирая очки и приезжая на подиум, а выиграть удалось только однажды — в Мексике, где решающую роль сыграли шины Goodyear, выглядевшие гораздо лучше, чем Firestone, которыми были экипированы соперники. МакЛарен, стал третьим в чемпионате, но на этот раз о борьбе за титул не шло и речи: противостоять Стюарту в том году не мог никто.

Битву со своими основными соперниками — Brabham и Lotus — команда проиграла, заняв в Кубке Конструкторов только четвертое место. Не помог делу и McLaren-M9A/ разработанный Марквартом во время «полноприводного бума» в «Формуле 1»: испытав его, МакЛарен и Хьюм благоразумно воздержались от участия в гонках на полноприводном чудовище, а Дерек Белл, которому доверили эту неблагодарную миссию, выступил в Гран-при Великобритании настолько слабо, что об М9А больше не вспоминали. Все закончилось 2 июня 1970 года на тестах в британском Гудвуде. Выехав из боксов на прототипе M8D для гонок Can-Am, МакЛарен туда больше не вернулся: на прямой Лавант воздушный поток сломал заднее антикрыло, и в чистом поле бывшего военного аэродрома неуправляемая машина на полной скорости врезалась в единственное строение — судейский пост на бетонном фундаменте… Для Брюса МакЛарена автоспорт был жизнью, а победы в гонках — ее смыслом. Брюс стал самым молодым победителем Гран-при в истории «Формулы 1», когда ему исполнилось всего только 22 года! Причем его рекорд продержался почти полвека и быsc74л побит лишь в 2003 году Фернандо Алонсо. В настоящее время клубы поклонников McLaren существуют по всему миру, в том числе и в России.

Неудивительно, что компания строила многочисленные копии своих победоносныхболидов для продажи. Параллельно со строительством болидов для самых разнообразных гоночных серий МакЛарен строил амбициозные планы по организации производства спортивныхавтомобилей для дорог общего пользования.Однако трагедия в Гудвуде, унесшая жизнь основателя марки, стала большим потрясением для команды. Дорожные спорткары McLaren, находившиеся в разработке, так и не увидели свет. Тем не менее его последователи решили воплотить мечту легендарного инженера в реальность. После смерти МакЛарена командой десять лет руководил Тедди Майер, а затем в 1982 году ее возглавил Рон Денис. Именно под его руководством McLaren International достигла невероятных успехов. Идея выпуска дорожного McLaren была реанимирована в конце 80-х. В 1987 году в компанию пришел Гордон Мюррей, разработчик 34 гоночных автомобилей, одержавших 41 победу в гонках Grand Prix. В 1988 году он представил совету директоров концепцию создания суперавтомобиля. Результатом стала начавшая свою деятельность 17 марта 1989 года компания McLaren Cars Ltd, которая и должна была заниматься созданием будущего шедевра. В качестве партнера по разработке технической начинки была выбрана компания BMW. Официально McLaren F1 представили в Монако 28 мая 1992 года. Во время презентации состоялся демонстрационный заезд по гоночной трассе, были оглашены технические характеристики и стоимость автомобиля, которая повергла в состояние шока весьма состоятельных гостей. Однако 10 человек тут же внесли первый взнос, и модель полностью себя окупила.F1 обладал уникальным 6,1-литровым двигателем V12, мощностью в 620 лошадиных сил и развивал максимальную скорость в 376 км/ч. До сих пор McLaren F1 остается самым быстрым среди автомобилей с атмосферными двигателями. И вот после 20 лет напряженной работы преемник этой модели, как ожидается, должен превзойти автолегенду. По словам разработчиков новинки, своей целью они ставили создание автомобиля, который станет лучшим не только на гоночной трассе, но и на обычной дороге. McLaren P1 — настоящий гоночный автомобиль, на котором можно в комфорте и роскоши добраться до дома.sc73

— Хотите — верьте, хотите — нет, но у нас не было задачи сделать самый быстрый автомобиль в мире, — заявил на пресс конференции директор проекта Р1 Пол МакКензи.  — С самого первого дня мы хотели разработать машину, которой не было бы равных ни на одной гоночной трассе мира! Не зря индекс названия модели Р1 — это Position One, то есть «Первое Место»!

О цифрах и фактах из личного дела мегакупе известно все, секретов нет. На недостаток мощности Р1 не жалуется. Если к потенции 3,8-литрового V8 с двойным турбонаддувом добавить киловатты электромотора, на выходе получаются суммарные 903 л.с. Забавно, но при этом, McLaren выбрасывает в атмосферу меньше 200 граммов двуокиси углерода на километр пути. А еще может проехать 10 километров исключительно на электротяге. До 300 км/ч мегамашина разгоняется за… 17 секунд! Как заявил сам руководитель McLaren Automotive Энтони Шерифф, McLaren P1 — самый технологически совершенный автомобиль на планете. Из мира Гран-при Р1 взял сразу несколько технологий. Карбоновое шасси. Сверхпрочный MonoCage весит всего 90 кг. Активная подвеска. При переводе машины из «нормального» в «гоночный» режим жесткость активных стабилизаторов увеличивается в 3,5 раза! Инженеры из Уокинга поясняют, что на практике это означает «всего лишь» полное отсутствие кренов в поворотах.

Система рекуперации кинетической энергии KERS, а еще модель Р1 оснащена двухрычажными подвесками с тремя вариантами клиренса и имеет активное антикрыло, автоматически меняющее высоту (от 120 до 300 мм) с углом атаки до 290. О суперкаре известно также, что передние и задние кузовные части выполнены из единых кусков углепластика, а кузовные панели — из «экстратонкого карбона». В Уокинге свято верят, что все это позволит McLaren P1 стать первым автомобилем XXI века, которому в равной степени покорны как дороги общего пользования, так и гоночные трассы. Продажи автомобиля по официальной информации начнутся, осенью 2013 года. Стоимость гиперкара составит приблизительно один миллион евро).

В 1974 году за руль автомобиля McLarenFord М23 сел Эмерсон Фиттипальди, и команда впервые в своей истории выиграла чемпионский титул и Кубок Конструк­торов. В 1976 году победу в чемпионате одержал англи­чанин Джеймс Хант, также выступавший на автомобиле McLaren-Ford М23. До сих пор остался непревзойден­ным рекорд двойных побед, одержанных дуэтом пилотов McLaren Айртоном Сенной и Аланом Простом. В сезоне 1988-1989 Сенна и Прост, сражаясь между собой за чем­пионский титул, записали на свой счет 14 дублей. Пара Сенна-Прост также одержала рекордное число побед в гонках Гран-при за один сезон. На сегодняшний день у команды «Формулы 1» Vodafone McLaren Mercedes 12 чемпионских титулов и 8 Кубков Конструкторов.