Mercedes-Benz: колесо истории

23.10.2024 Выкл. Автор Автодилер

«Прокатимся» по истории колёсных дисков Mercedes-Benz ― этой немаловажной детали,
ставшей одним из слагаемых безупречного образа автомобиля…

На деревянных спицах


Как изящно сшитая безукоризненная пара обуви ручной работы или стильные современные кроссовки дополняют любой наряд, так и колёса автомобиля задают тон общей эстетике его внешнего вида. Благодаря идеальному балансу между функциональностью и дизайном они облагораживают и определяют характер каждого Mercedes-Benz и доводят его до визуального совершенства.
На протяжении веков колёса оставались неотъемлемой частью любого уличного пейзажа ― будь то тележка цветочницы или редкие поначалу автомобили. И эти четыре «опоры» уже тогда были способны особым образом подчеркнуть индивидуальность их владельцев. Неподвластная времени классика и икона стиля, такая как «барочный руль» легендарного Mercedes-Benz C 111 1969 года выпуска, или современные аэродинамические колёса со скульптурным оформлением ― все эти детали не просто дань технологическому развитию. Они всегда являются ещё и выражением духа времени и влияют на искусство, культуру и дизайн.


Сегодня покупатели могут выбирать из широчайшего ассортимента колёсных дисков. В соответствии с традициями, многие дизайны соответствуют общим темам Mercedes. Одним из примеров является плоский дизайн, который в различных вариантах можно встретить на автомобилях Mercedes-Benz, Mercedes-AMG и Mercedes-Maybach. Колёса с поперечными спицами в различных конфигурациях являются такой же частью ассортимента, как и филигранные модели с несколькими спицами. Одинарные, двойные или тройные спицы обогащают визуальный ряд, различные цвета и сверкающие поверхности создают дополнительные акценты. Отполированные до блеска покрытия кованых колёсных дисков модельного ряда Mercedes-Maybach представляют собой топовую модель.


Изобретатель автомобиля также опередил своё время в выборе колёс. Карл Бенц в 1886 году создал свой запатентованный автомобиль: конструкция из нескольких частей ― прочно прикрученные деревянные спицы со стальным ободом ― доминировала на протяжении многих десятилетий.
Первая модель Mercedes на гоночной неделе 1901 года в Ницце двигалась от победы к победе на колёсах с двенадцатью деревянными спицами каждая. Этот Mercedes мощностью 35 л.с. не только вошёл в историю как сенсационный спортивный автомобиль, но и обрёл широкое признание в мире как первый современный автомобиль.
Лёгкие, но прочные колёса с проволочными спицами снискали популярность для спортивных автомобилей, так как они были вполовину легче деревянных аналогов. Для гонок и соревнований они часто оснащались крышками из листовой стали или алюминия.
Эти «дисковые колёса» создавали меньшую турбулентность воздуха, обеспечивая значительные аэродинамические преимущества. Взять хотя бы Blitzen-Benz: в 1911 году это была самая быстрая машина из когда-либо созданных, с максимальной скоростью 228 км/ч. Даже самолёты и локомотивы не могли угнаться за ней. В 1944 году журнал Esquire опубликовал серию гоночных иллюстраций художника Питера Хелка и, среди прочего, там был изображен рекордсмен того времени Барни Олдфилд за рулем Blitzen-Benz.


Под колпаком


За пределами гоночных треков дисковые колёса из листовой стали использовались всё чаще. Их можно было производить гораздо эффективнее и в больших количествах. Новаторский седан 170 1931 года выпуска был первым, который передвигался на этих колёсах. Необычный для того времени дизайн венчали маленькие колпаки с изящными декоративными линиями, а в центре каждого гордо восседала звезда Mercedes. Различные цвета (от глубокого чёрного
до оттенка, повторяющего цвет кузова), а также хромированные накладки на обшивку позволяли удовлетворить индивидуальные пожелания клиентов. Клиенты могли выразить себя, выбирая диски с таким же пристрастием, как и собственную обувь. Mercedes-Benz ещё больше усовершенствовал дизайн в начале 1950-х годов. В дополнение к колпакам в качестве нового элемента дизайна появились перфорированные накладные кольца. Премьера этого блестящего хромированного декора состоялась в 1954 году, когда были представлены Ponton‑Mercedes Type 220 (W 180) и представительский седан Mercedes-Benz Type 300 b (W 186 III), так называемый Adenauer‑Mercedes. В начале 1960-х годов мощный Mercedes-Benz 600 Pullman (W 100) также передвигался на этих колёсах из листовой стали. Этот культовый седан считался лучшим автомобилем своего времени и пользовался популярностью не только у государственных лидеров ― такие музыканты, как Джон Леннон и Элвис Пресли, также ездили на 600 Pullman.


Легендарное купе 300 SL «Крыло чайки», с другой стороны, ездило не на колёсах из листовой стали: это была первая модель Mercedes-Benz с композитными колёсами. Колёсный диск был изготовлен из стали, обод ― из алюминия. Вместо пятиколёсных болтов был установлен центральный замок с большой барашковой гайкой, который используется в автоспорте. Благодаря культовому дизайну 300 SL покорил сердца обычных людей и звёзд кинематографа. Среди его многочисленных знаменитых владельцев были голливудские небожители Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Тони Кёртис и Кларк Гейбл.


На скорости ― в массовую культуру


Mercedes-Benz неоднократно запечатлён на кадрах фильмов фабрики грёз. Так, SL появлялся в лентах «На пляже» 1959 года с Грегори Пеком, «Бетси» 1978 года с Лоуренсом Оливье и Робертом Дювалем, «Новичок» 1990 года с Клинтом Иствудом, Чарли Шином и Раулем Джулией, «Бэтмен и Робин» 1997 года с Арнольдом Шварценеггером и Джорджем Клуни, «Зелёный шершень» 2011 года с Сетом Рогеном и Кристофом Вальцем. Поп-художник Энди Уорхол вознёс 300 SL Gullwing на олимп искусства в 1980-х годах своейсерией «Автомобили». Этот спортивный автомобиль является иконой дизайна и до сих пор пользуется культовым статусом.
Ещё одним культовым и по-прежнему популярным художественным мотивом является легендарный Mercedes-Benz C 111 1969 года выпуска. Благодаря своему суперспортивному силуэту и кованым многоспицевым алюминиевым дискам он является иконой дизайна 1970-х годов. Эффектный облик колёс придавал им современный вид. Многоспицевые колёса, известные как «барочные», характеризовали стиль многих модельных рядов 1970-х и 1980-х годов: например, моделей SEL SEL от 280 S до 300, седанов с восьмиступенчатой регулировкой хода, моделей SL и SLC и модельного ряда SClass 116.


Атмосферу бурных 1980-х годов отразили полноразмерные легкосплавные диски с восемью отверстиями. В их минималистичном дизайне соединились чёткость и плавность линий. Колёса с полной поверхностью использовались во всех модельных сериях, включая 190 E 2.3-16, самый динамичный Mercedes-Benz того времени. «Бэби Бенц», как его ласково прозвали, быстро стал ещё одним культовым автомобилем. Один из них, 190 E 2.3, сегодня можно увидеть в музее Mercedes-Benz. Другим ярким примером колеса с 15 отверстиями является седан 500 SEL (126-я модельная серия), который был в автопарке Майкла Джексона. Колёса с пятнадцатью и восемью отверстиями уже перешли в разряд вечной классики: их вневременной дизайн позже неоднократно переосмысливался в нынешних моноблочных колёсах AMG и Maybach.

Форма и функция


Новое разнообразие конструкций колёсных дисков радовало поклонников бренда начиная с 1990-х годов. Абсолютной изюминкой того периода является колесо EVO II на высокопроизводительном седане 190 E 2.516. В то время Mercedes-Benz покорял новую высоту: до 1988 года гоночные 190-е участвовали в чемпионате DTM лишь на частном уровне. Официально же выступления корпорации стартовали с появлением новой модели Mercedes-Benz 190E 2,5-16 Evolution I, которая через год получила новую версию.
Её отличала впечатляющая хвостовая часть, созданная под руководством профессора Ричарда Эпплера, и уникальные 17-дюймовые колёса. Именно гоночный Mercedes-Benz 190E 2,5-16 Evolution II завоевал для немецкой компании вожделенное звание чемпиона в DTM. За рулём авто был «король Клаус» ― знаменитый автогонщик Клаус Людвиг.
Дорожную версию ценители стильных автомобилей оценили по достоинству, даже несмотря на её высокую стоимость в 115 тысяч немецких марок. Сегодня этот дизайн, пришедший напрямую из автоспорта и заменивший предыдущие сплавы с небольшими отверстиями, по-прежнему пользуется культовым статусом. Звезда с шестью мощными рычагами выглядит сногсшибательно, а отверстия для подачи охлаждающего воздуха позволяют видеть тормозную систему больших размеров. Форма и функциональность здесь сочетаются в совершенстве! И хотя большинство Evolution сейчас хранятся в коллекциях истинных поклонников, но выбираясь на трек-дни, эти модели по-прежнему вызывают восхищение зрителей. Один из автомобилей 1992 года, участвовавший в знаковых гонках, перешёл «по наследству» юниорской команде DTM, в 1996 году был приобретён в частную коллекцию, а в 2023 году ушёл с аукциона за 455 тысяч евро.


Вызов принят!


Новую планку перед штутгартским автомобильным брендом поставило появление моделей Mercedes-Benz с чисто электрическим приводом. Впрочем, первый автомобиль на батарейках Mercedes презентовала ещё в 1906 году, в частности, создав Mercedes Electrique для берлинских пожарных и для австро-венгерского императора Франца-Иосифа I. Очень активно эксперименты продолжались и в 1970−1980-е годы, а чуть позже легендарный Mercedes-Benz 190 в его электромобильном варианте доказал, что подобное решение может быть удобным в повседневной эксплуатации.
Разумеется, сегодня, когда автомобиль оценивается ещё и по его экологичности и гуманности в отношении окружающей среды, немецкая марка выводит на рынок соответствующие модели. Им требуются колёса, оптимизированные аэродинамически для повышения эффективности и дальности хода, при этом великолепный внешний вид также является обязательным условием. С одной стороны, аэродинамика предъявляла свои требования, нуждаясь в закрытых поверхностях ― так называемой «аэрокоже». С другой ― спортивный элегантный дизайн подчинялся собственным принципам гармонии. Найти компромисс помогли технологии высокоглянцевой токарной обработки. Серебристые спицы и акценты, а также чёрные поверхности используются для создания высококонтрастного взаимодействия.
Также впервые в линейке электромобилей Mercedes-Benz стали доступны аэродинамические колёса с пластиковыми вставками, оптимизированными для снижения веса. Особенно эффектный внешний вид имеют колёсные диски с элементами горячего тиснения в виде серебряных звёздочек на чёрном фоне.
Актуальной аэродинамической изюминкой внедорожника EQS являются 20-дюймовые колёсные диски. Благодаря аэродинамическому покрытию в форме звезды, изготовленному из пластика,
они идеально сочетаются с боковинами шин для внедорожников, которые также оптимизированы с точки зрения аэродинамики.
Это колесо является хорошим примером успешного взаимодействия функций и внешнего вида.

Колесим по будущему


При современном уровне развития технической мысли невозможно даже представить себе, как будут выглядеть колёса будущего. Определённый вектор для фантазий задают шоу-кары и концепт-кары.
Так, например, лучшие умы работали над проектом Vision EQXX, решая головоломную задачу: создать авто, способное на одной зарядке проехать тысячу километров! При этом автомобиль должен отвечать всем потребностям реальной жизни, обладая полноценным салоном и четырёхдверным кузовом. Сделать это можно единственным способом ― совершенствуя аэродинамику, оптимизируя силуэт, зеркала, днище, колёса… Именно поэтому рабочий концепт-кар VISION EQXX оснастили лёгкими коваными колесами из магния в полупрозрачном дизайне с двумя спицами и вставками из розового золота (до сих пор магний использовался для изготовления колёс только в автоспорте). Вместе с шинами, которые обладают низким сопротивлением качению и улучшенной аэродинамической геометрией, колёса увеличивают запас хода. Рекорд EQXX ― более 1200 километров на одном заряде аккумулятора ― был установлен во многом благодаря этим инновациям.
Данью уважения истории компании и одновременно шагом в будущее стала модель Vision OneEleven. Более полувека назад концерн создал экспериментальную серию машин C111: на 16 экземплярах автомобилей отрабатывались различные технические новшества. Сегодняшняя Vision OneEleven сочетает в себе высокодинамичный язык дизайна и инновационную технологию полностью электрического привода. Дизайн колёс Vision One-Eleven отличается высокоструктурированными элементами, напоминающими обмотки электродвигателей, что является чёткой отсылкой к современному полностью электрическому приводу. Колёсные диски составляют яркий контраст с иконически уменьшенной и плавной формой кузова автомобиля, который напоминает скульптурное произведение искусства.
Будь то производительность или статус, внешний облик автомобиля и в будущем останется средством выражения вкуса и культуры. «Пузырчатые колёса» Mercedes-Benz VISION AVTR придают автомобилю футуристический вид. Вдохновением для их дизайна послужил фильм «Аватар». Протекторы и спицы с подсветкой сливаются, образуя совершенно новый тип колёсной скульптуры. Благодаря своей почти сферической форме колёса обеспечивают новые движения при движении и небольшой круг поворота: это связано с тем, что они сводят к минимуму поверхность контакта шин с землёй. Все четыре колеса могут менять направление по отдельности. Другими словами, они могут двигаться вперёд, назад и даже по диагонали ― исключительно функциональные и визуально совершенные.

media.mercedes-benz.com