На старт, внимание, ре-старт!
13.01.2023«Автотор» сумел-таки сделать новогодний подарок всему региону – возобновил работу производства. Но на этом компания не остановится. О планах гиганта на 2023 год в эксклюзивном интервью
«Автодилеру» рассказал председатель Совета директоров ООО «АВТОТОР Холдинг» Валерий Горбунов.
На фото: председатель Совета директоров ООО «АВТОТОР Холдинг» Валерий Горбунов
Накануне глава региона сообщил, что «Автотор» возобновил работу по выпуску автомобилей. Вы подтверждаете эту информацию? Готовы ли сообщить имена новых партнеров?
Предприятие, действительно, приступило к выпуску опытно-промышленной партии автомобилей. Это необходимый технологический этап в процессе подготовки к серийному производству. Как только мы подойдем к запуску серийного производства товарной продукции, состоится официальная презентация этих автомобилей, и мы объявим о перспективах и планах сотрудничества с новыми партнерами. Рассчитываем, что это произойдет в начале 2023 года.
Доставка комплектующих в Калининград морем обойдется в среднем в 3 тысячи долларов. Как планируете сделать эту машину доступной для российского рынка, который к тому же замер? Какой, на ваш взгляд, должна быть стратегия продвижения незнакомых брендов на российском рынке?
На протяжении нескольких месяцев мы работали над созданием новых логистических цепочек, встраивали их в экономику новых проектов. На сегодняшний день эта работа завершена. Логистика и условия поставки комплектующих являются важным, но не единственным фактором, определяющим перспективы той или иной продукции на рынке. Вопросами продвижения новых автомобилей, выпускаемых на нашем заводе, будет заниматься отдельная структура. Предварительный анализ рынка и прогноз по ключевым позициям у нас, безусловно, есть.
Насколько линии, на которых собирались BMW, Kia и Hyundai, и команда готовы к работе с новыми брендами? Сколько трудочасов и ресурсов нужно, чтобы переучить команду? Насколько это сложный процесс?
Для производства продукции новых брендов мы подготовили и запустили новые линии. Весь персонал, задействованный на конвейере, а также работники инженерно-технических специальностей прошли соответствующее обучение. Поскольку «АВТОТОР» на протяжении многих лет специализировался именно на многобрендовом контрактном производстве, никаких проблем с подготовкой персонала и мощностей к выпуску новой продукции у нас нет. В предыдущие годы мы в среднем ежегодно обеспечивали 10–15 запусков новых моделей автомобилей, не останавливая при этом работу действующих линий. Для нас механизм, все технические и организационные процессы подготовки к запускам новой продукции отлажены и стандартизированы. Этот опыт и высокая квалификация нашего персонала обеспечивают высокое качество производственных процессов и конечной продукции при освоении выпуска автомобилей новых брендов.
Режим турбулентности заставил всю команду ТОП-менеджеров реорганизовать структуру. Какие новые технологии и продукты были внедрены? Какая теперь модель управления бизнесом на заводе
«Автотор»?
«АВТОТОР» на протяжении многих лет развивался в рамках государственной концепции промышленного развития, которая предусматривала активную интеграцию в мировой рынок. И это было в основе бизнес-модели, которая существовала 25 лет. За прошедшие годы мы наработали уникальный опыт, который позволил не только создать современное высокотехнологичное производство, освоить необходимые управленческие компетенции и внедрить лучшие международные практики, но и стать крупнейшим в мире контрактным автопроизводителем по количеству различных моделей, одномоментно выпускаемых на одном производстве.
В новых реалиях, в связи с объективной необходимостью ускоренного импортозамещения и достижения «технологического суверенитета», мы провели радикальную «перестройку» всей модели бизнеса, структуры компании, планируем освоить новые ниши, не свойственные классическому автомобильному производству. И весь наш предыдущий опыт, уверены, будет работать на нас.
Сегодня мы создаем новую технологическую, финансовую, управленческую базу для развития предприятия «АВТОТОР» в условиях актуальных вызовов. Уже в 2023 году мы планируем запустить производство совершенно новых видов продукции, ориентируясь на текущие потребности рынка.
Удастся ли предприятию «Автотор» остаться в 2023 году основным донором региональной казны?
На протяжении многих лет доля завода «АВТОТОР» в объеме товарной продукции региона оставалась на уровне 50% и более. Помимо самого производства, это обеспечение загрузки транспортных мощностей региона (более 70% загрузки морских портов, более 40% железнодорожных перевозок), более половины в объеме уплаченных налогов региона, стабильные заказы малому и среднему бизнесу региона на сумму свыше 2 млрд руб. Выйти на такие или даже сравнимые с этим экономические показатели за столь короткий срок мы объективно не сможем. В 2023 году мы планируем выпустить от 50 до 70 тысяч автомобилей. Но если рынок возьмет больше, мы сможем это обеспечить. Производственные мощности компании «АВТОТОР» это позволяют.
Вы проанонсировали строительство целых 8 заводов — электро-двигателей, аккумуляторных батарей, электронных систем, пластмасс, компактных электромобилей, нестандартного оборудования и оснастки, а также литейно-механический завод и завод робототехники. Плюс два производства по окраске. Какова цель таких масштабных инвестиций? Когда состоится запуск новых производств?
Мы переходим к завершающей стадии строительства и создания необходимой производственной и обеспечивающей инфраструктуры. И приступаем к этапу оснащения, оборудования новых заводов.
Радикальный рост локализации, производство критически важных автокомпонентов в нынешних условиях становится задачей номер один. Мы создаем технологически гораздо менее зависимое от импорта производство. Это имеет принципиальное значение как для функционирования отрасли, так и для обеспечения транспортной безопасности страны в целом.
Разумеется, мы рассчитываем, что продукция, которую будут выпускать наши новые заводы по производству автокомпонентов, будет востребована и другими отечественными автопроизводителями. Мы открыты к такому сотрудничеству. Запуск новых заводов запланирован на 2023 год.
Аккумуляторные батареи будут выпускаться из отечественного сырья? Будете производить их только для нужд компании «Автотор» или всего внутреннего рынка?
Литий-ионные батареи будем производить совместно с гигафабрикой «Росатома», которая создается в Калининградской области. Литий-ионные накопители, которые будут использоваться для производства аккумуляторных батарей, это полностью отечественная разработка от сырья до программного обеспечения.
Планируется также выпускать системы управления — это управление процессами в самом аккумуляторе, управление двигателем, управление процессом зарядки и др.
Возможности взаимовыгодной кооперации с другими российскими производителями обсуждаются.
Москвичи уже могут ездить на «Москвичах». Когда калининградцы сядут за руль «электрокалининградца»? Насколько инфраструктура области готова к электрокару?
Работу над созданием электромобиля продолжаем. Планируем выпуск «пилотной» партии в 2023 году. В плане развития электротранспорта у Калининградской области хорошие перспективы. Одним из очевидных преимуществ является развитое современное автомобильное производство. В регионе создается гигафабрика систем накопления энергии. Все это имеет принципиальное значение для внедрения и развития электротраспорта. Кроме того, есть развитая сеть автодорог хорошего качества, неплохие перспективы развития зарядной инфраструктуры. Сейчас на территории региона действуют уже 9 зарядных станций, которые построила компания «Россети», и до конца 2022 года планировалось открыть еще две. В Калининграде уже есть и несколько частных зарядных станций. По поручению губернатора Калининградской области Антона Алиханова создана рабочая группа по вопросам развития электротранспорта, зарядной инфраструктуры и ремоторизации при правительстве Калининградской области. Представители компании «Автотор» тоже вошли в состав этой рабочей группы. Помимо нас в ней принимают участие представители профильных министерств, компании «Россети Янтарь», госкорпорации «Росатом» и муниципальных образований. Такой формат позволит скоординировать действия власти и бизнеса в вопросах ускоренного перехода на электротранспорт. Здесь будут вырабатываться конкретные решения в области стимулирования спроса на электромобили, введения различных льгот, субсидий и преимуществ для владельцев электромобилей и т.д. Уверен, что такой комплексный подход обеспечит ожидаемый результат и переход на «зеленый» транспорт станет неотъемлемой частью жизни региона.