Союз творчества и механики

17.10.2024 Выкл. Автор Автодилер

«Нет сильнее тех двух воинов, терпение и время», ― писал Лев Толстой. Часовщик, заслуженный изобретатель России, обладатель золотой медали ВОИС Константин Чайкин сумел обуздать обоих.

С 2003 года он создаёт часы, способные конкурировать с эталонными образцами признанных мастеров из Швейцарии, Германии, Японии… Уникальные интерьерные часы, показывающие время по еврейскому, мусульманскому, православному календарю. Эмоционально заряженная серия «Ристмоны» ― циферблаты этих часов в виде лица Джокера или Миньона, Санта-Клауса или Дракулы, забавной мышки или дерзкой Харли Квинн знакомы всем, кто следит за премиальными часовыми брендами. Впечатляющие космические модели «Луноход» и «Звездочёт». А недавний успех мануфактуры «Константин Чайкин» и вовсе произвёл фурор в часовой индустрии: в августе на выставке в Женеве были представлены самые тонкие и лёгкие часы в мире: толщина ThinKing составляет 1,65 мм при весе (без ремешка) 13,3 г.
Мы поговорили с мастером о том, как началась его история, как сочетаются бизнес
и высокое часовое искусство, о команде мануфактуры и её проектах на будущее.

― С чего начал раскручиваться «часовой механизм», сделавший вас одним из самых известных в стране часовщиков?
― Началось всё в начале 2000-х, когда у меня был свой маленький бизнес. Покупка, продажа, ремонт ― через мои руки проходило множество часов, и в 2002 году я попробовал изготовить что-то своё, но сначала на покупном механизме. Через год к юбилею отца я сделал ему подарок ― наручные золотые часы, заводную головку для которых я выполнил сам, а механизм взял готовый. Уже тогда пришло понимание: хочу делать полностью собственные часы, чем в России никто тогда не занимался.
Очень вдохновила меня выставка старинных часов Breguet в Эрмитаже в 2004 году. Поразило, что и сегодня у нас вызывает трепет то, что делали мастера две сотни лет назад: эстетика, сложность, революционные по тем временам идеи… Для человека, который только начал этот путь, прийти и увидеть механизмы, которые до того были знакомы только по картинкам в Интернете, значило очень многое. И пришло понимание: если 200 лет назад делались фантастически интересные и сложные вещи, то сегодня, с учётом всех современных возможностей, тем более нужно продолжать этим заниматься, и, значит, я всё делаю правильно.

― Когда часы с нуля собирает один мастер, от начала до конца, это, наверное, проще организовать. Почему вы всё-таки решились выстроить мануфактуру?
― Часовое дело ― это порядка двадцати профессий, и когда я начинал, был один ― сам собирал, сам готовил детали, сам всё проверял… Да, это проще, это идеально ― ни от кого не зависишь и отвечаешь сам за себя. Но всё же есть разница между ремесленниками и людьми творческими. Если посмотреть на часовое высокое искусство, на люксовые продукты, то есть мастера, которые изо дня в день, из поколения в поколение создают потрясающие по эстетике и качеству вещи. Но мне уже с 2005 года приходило в голову столько новых идей! И хотелось их реализовывать, но чтобы делать больше, я был вынужден искать возможности. Это значило ― либо искать подрядчика, либо нанимать сотрудников и создавать свою мастерскую, ателье, мануфактуру… То есть главный стимул был ― реализовать большее число интересных и сложных идей и укладываться в определённые временные рамки.
Самостоятельный процесс создания, от задумки до момента, когда закрывается крышка часов, в лучшем случае, занимал бы полгода, а некоторые модели могут рождаться десятилетиями. Вот и получается, что Чайкин выпускал бы новые часы раз в пять лет, а за 21 год это были едва ли 15−20 процентов от того, что создано мануфактурой на сегодняшний день.

― Мануфактура выпускает 250−300 часов в год. Хотели бы вы выйти на более крупные объёмы, что этому мешает? Или в таком случае можно утратить особый дух уникальности и эксклюзивности продукта?
― Пожалуй, я не думаю об уникальности и эксклюзивности, эти термины не сильно мне близки. То, что мы держимся в этом количестве, обусловлено двумя факторами. Первое ― серийные вещи делать неинтересно. Я человек творческий, неугомонный; каждые новые часы ― это отдельное творение, особая история. Но каждая единица получается достаточно дорогой. И приходится принимать бизнес-правила ― ведь, чтобы ты смог создавать самое лучшее, ценное и прекрасное, нужны деньги. Нужна прибыль, производство, специалисты, исследования… Поэтому само по себе увеличение объёма мне какого-то особого удовлетворения не приносит. Это больше про бизнес, про то, что нужны средства и время, чтобы делать по-настоящему нереальные проекты. Возможность творчества ― это один из приятных бонусов нашей большой команды и того, что мы все средства инвестируем в своё развитие.
И нельзя сбрасывать со счетов ограничивающие факторы ― в сегодняшней сложной ситуации высокоточное оборудование и инструменты, которые нам необходимы, становится сложно покупать и ремонтировать. Плюс мало готовых специалистов: большинство обучается у нас с нуля или с нижней ступеньки, и это процесс небыстрый. Вырастить объёмы без подрядчиков, по щелчку пальцев, невозможно. Но шаг за шагом, с небольшим ростом, мы всё же идём вперёд.

― Расскажите о своей команде. Без каких качеств (кроме, естественно, терпения) немыслимо заниматься часовым делом?
― У нас в команде 60 человек, с разделением труда на всех участках. Причём процесс выстроен не по кальке с предприятий Швейцарии или Германии ― мы строили его в соответствии с эволюцией процесса перехода от работы одного мастера к работе мануфактуры. Есть и уникальные особенности по производственному циклу.
У нас есть конструкторы, технологи, фрезеровщики, слесари, гальваники, большой объём технического контроля, управление… Всё как на хорошем добротном предприятии.
А помимо терпения, ещё очень важны точность и ответственность. У нас даже на рабочих местах висит этот лозунг. Это два столпа, на которых всё держится ― от дисциплины до качества выполнения всех задач.

― Какие идеи и проекты на будущее у вас есть, помимо непосредственно производства: может быть, вы будете продолжать опыт с изданием книг или планируете какие-то интересные коллаборации, выставки, обучающие мероприятия?
― В 2012 году вышла моя книга, посвященная истории часового дела, в 2020 году ― книга об истории моего бренда «Высокое часовое искусство с российской душой»; теперь планируем обновлённые издания. Выставки и коллаборации ― это вообще постоянный процесс, мы проводим до пяти выставок в год. Что касается экспертных выступлений, ближайшее состоится 11 октября: моя лекция «Как создать свои часы» на Moscow Watch Expo.

― Есть ли любимая модель часов, которую вы сами носите?
― Спокойно отношусь к часам. Их так много вокруг меня, что не особо обращаю внимание, какая модель на руке. Могут быть наши недорогие часы ― например, «Путник»; могу надеть «Джокера», «Прототип»… Я, скорее, воспринимаю собственное запястье как некий объект, один из элементов в процессе тестирования часов.