Не слабый класс

14.07.2017 0 Автор Автодилер

«Женщина в мире автоспорта —
это, прежде всего, спортсмен» – пилот Т3 чемпионата России по ралли-рейду Мария Опарина о предстоящем марафоне «Шёлковый Путь — 2017» и о том, как учиться в «бою»

 

«Шёлковый Путь — 2017» стартует в Москве 7 июля.
По территории каких стран пройдёт марафон и какие трассы уготованы участникам?
Это одна из наиболее известных и интересных гонок планеты. Как и в прошлом году, она пройдёт по территориям трёх государств — это Россия, Казахстан и Китай. За тем лишь исключением, что финиш в этом году планируется не в Пекине, а в Сиане – городе, где археологи нашли знаменитую терракотовую армию императора-тирана Цинь Шихуанди. Пока мало что известно о трассах, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что они будут очень интересными. Каждый гонщик трепещет перед песками и дюнами пустыни Гоби, так как таких песчаных громад нет больше нигде, даже в Арабских Эмиратах. У меня был опыт участия в нескольких сезонах как в традиционных соревнованиях, так и в Кубках и Чемпионатах России по ралли-рейдам. Безусловно, «вишенкой на торте» для спортсмена моей дисциплины всегда был марафон «Дакар». Но в прошлом году организаторы объявили о возобновлении марафона «Шёлковый Путь». И я со своей командой, конечно же, не смогла остаться в стороне, тем более старт назначен в таком месте – на Красной Площади, одно это уже дорогого стоит.

16

Стало известно, что впервые в этой гонке примет участие
женский экипаж. То есть Вы и кто? Кого выбрали в напарницы?
Мысль создать женский экипаж зрела давно. Это очень интересно с точки зрения медиапроекта – две блондинки покоряют пустыню. В нашей стране не так уж и много девушек-штурманов в автоспорте, а уж в категории ралли-рейдов и подавно. Мне всегда была близка полноприводная стихия, в особенности квадроциклы. Именно поэтому мой выбор пал на Таисию Штаневу, гонщицу на квадроцикле из Владимира. Она показывает достаточно неплохие результаты в своей дисциплине, с учётом того, что она сама управляет квадроциклом и сама ориентируется в пространстве по легенде. На её счету уже ряд побед. А самым важным для меня был тот факт, что она тоже блондинка (смеётся).

Что означает на практике категория T3? В чём особенности?
В ралли-рейдах это, по сути, новый класс. Он совмещает в себе как авто-, так и мотоэлементы. Техника достаточно лёгкая, например, мой багги весит почти 1000 кг, при этом объём мотора составляет около литра. Все детали, узлы и агрегаты гораздо меньше автомобильных, а соответственно, и их прочность, потому к подобной технике надо относиться с пониманием. Но всё вышеперечисленное вовсе не означает, что это слабый класс. В барханах, пустынях классу Т3 нет равных, эта стихия как раз для нас. Ещё одна особенность нашего класса – это отсутствие лобового и боковых стёкол. Конечно, при необходимости их можно установить, но их наличие, на мой и не только мой взгляд, только мешает

17
Для Вас марафон «Шёлковый Путь — 2017» станет уже вторым.

18

Как преодолели первый?
Мне повезло. Непосредственно перед марафоном «Шёлковый Путь — 2016» я вошла в состав команды Suprotec Racing. Именно благодаря моей команде стало возможным участие в гонке, ведь такие мероприятия, как правило, затратны. Мы очень тщательно готовились, старались всё предусмотреть, но реальность показала, что в марафоне ничего нельзя предвидеть заранее. Ломалось то, что не должно было ломаться и наоборот. Большой досадой для нас стал перегрев техники. Температура воздуха в Китае, особенно в пустыне, достигала +55 градусов! Затяжные подъёмы по дюнам и сотникилометровые трассы по каменным пустыням усугубляли ситуацию. Моему экипажу приходилось останавливаться, остужать багги, чтобы не допускать перегрева двигателя. Не помогали даже установленные два принудительных вентилятора на радиатор и специальная высокотемпературная жидкость в системе охлаждения. Не выдерживали высоких температур и смазки ШРУСов, от перегрева раздувало резиновые пыльники, они рвались и приводили в негодность полуоси. В России, на этапах Чемпионата России нет таких экстремальных температур, да и наш класс Т3 относительно новый для ралли-рейдов, поэтому приходилось, что называется, учиться «в бою».

Как-то Вы признались, что из всех ралли-рейдов «Шёлковый Путь» для Вас самый сложный…
Каждая гонка по своему сложная. Но, как правило, бо’льшая часть спортивных мероприятий – это так называемые Бахи, то есть гонки, трассы которых не превышают 500 км. Марафон – это совсем другое дело, протяжённость трассы одного дня может быть больше 600 км, и это ещё не считая так называемых лиазонов (дорожных секций, дорог общего пользования), по которым спортсмены добираются до места старта непосредственного спецучастка. Протяжённость марафона «Шёлковый Путь — 2016» составила около 10000 км, а его длительность – 14 дней. Вы только представьте, что каждый день нужно просыпаться в 5-6 часов утра по местному времени (в Китае, например, разница с московским временем была 5 часов), стартовать на спецучасток протяжённостью около 500-600 км, а возвращаться в бивуак (базовый лагерь) поздно вечером, где необходимо дать задание механикам, описать возникающие в процессе гонки проблемы с техникой и только потом в душ и спать. Штурман, в свою очередь, получает легенду на следующий день и начинает с ней работать уже ночью. Кстати, сон в базовом лагере без «аккомпанемента» не бывает – всю ночь работают механики