Кризис – это возможность

13.07.2015 0 Автор Автодилер

Минпромторг сделал россиянам предложение, от которого трудно отказаться. В этом уверен Евгений Певнев, директор Калининградского подразделения компании «ВЭБ-лизинг» – оператора государственной программы льготного лизинга.

— Евгений, расскажите об этой программе.
— Правительство России подписало постановление о поддержке отечественных автопроизводителей. Согласно этой программе, инициированной и разработанной Минпромторгом (Министерство промышленности и торговли Российской Федерации — от ред.), на автомобили, произведённые на территории РФ в 2015 году, действуют условия льготного лизинга по заключённым договорам с 15 мая. Суть программы — Минпромторг компенсирует лизингодателю, то есть нашей компании «ВЭБ-лизинг», скидку 10% от стоимости автомобиля, которую мы, в свою очередь, предоставляем лизингополучателю. Такая схема создана для увеличения продаж автомобилей, произведённых в России. Для удобства составлен перечень VIN-номеров (коды производителей — от ред.: см. список). В этом списке — основные автопроизводители, чьи заводы размещены на территории России.

— Почему потребителю лизинг должен быть интереснее, нежели аренда или кредит?
— Лизинг, как финансовая аренда с правом выкупа, интереснее тем, что, как финансовый инструмент, позволяет экономить на налогах.

— Тогда почему такая программа интересна государству?
— Задача программы – поддержка отечественного автопрома, а также сборочных производств иностранных концернов. Она является стимулом для возвращения отрасли на докризисный уровень, что, в свою очередь, остановит сокращение производства, инвестиционных планов, сворачивания социальных программ. Кроме того, осуществление программы оператором государства по поддержке малого и среднего бизнеса – «ВЭБ-лизинг», проще говоря, позволяет «убить сразу двух зайцев» — поддержка автопрома и МСБ (аббревиатура от «малый и средний бизнес» — от ред.).

— Евгений, а какова перспектива этой программы? Сколько времени она будет действовать? Нужно ли потребителю поторопиться?
— Программа рассчитана до декабря 2015 года…

— Так мало?
— Да, первые программы всегда имеют небольшой срок.

— То есть, по сути, это некая демоверсия? Посмотреть, как пойдёт?
— Скажем так, что результат процесса до декабря — пробный. Выделено 2,5 млрд. рублей лизинговым компаниям по всей стране…

— Этого достаточно?
— Нет, недостаточно, и деньги закончатся очень быстро. И я полагаю, что это произойдёт уже в сентябре, потому что мы набрали хороший темп в продажах данного продукта, и портфель программы растёт в геометрической прогрессии. Но на последнем собрании Ассоциации лизинговых компаний, который проходил в Москве в мае 2015 года (председателем Ассоциации является заместитель генерального директора компании «ВЭБ-лизинг» Сичинава Алексей Шалвович – от ред.), был подписан меморандум о ходатайстве перед правительством о продлении срока действия программы и увеличении общей суммы субсидирования. Тем не менее, своих клиентов с помощью журнала «Автодилер» хотим поторопить, пока деньги у Минпромторга не закончились.

— Допустим, что деньги в рамках программы скоро закончатся. Что произойдёт?
— Правительство, идя на такие эксперименты, всегда мониторит результат. Если за короткий отрезок времени происходит резкий рост продаж автомобилей, в том числе и за счёт лизинга, значит программа работает и цель достигнута. Соответственно — нужно продлевать сроки. Рост продаж — это увеличение количества производимых машин, что ведёт к увеличению или сохранению рабочих мест и, опять-таки, пополнению госбюджета. Всё это внушает надежду на то, что будут выделены дополнительные средства. В пользу этого говорит и то, что подобного рода программы уже были: они по-разному назывались и подходили к росту производства с разных сторон.

— В ситуация со стагнирующим рынком, о которой говорят многие финансовые аналитики, это — подспорье для лизинга?
— Это подспорье для продаж автомобилей в принципе. В том числе и для лизинга. На мой взгляд кризис — это возможность для нас, как лизинговой компании, ещё профессиональнее и  с максимально пристальным вниманием относиться к клиенту с  тщательнейшей проработкой всех ситуаций. Отсутствие денег и ликвидности на рынке заставляет людей задумываться о других источниках финансирования, в частности, при покупке автомобилей и техники. И здесь мы можем помочь.

— Такой подход является конкурентным преимуществом компании «ВЭБ-лизинг»?
— И он в том числе. Мы рады кризису, уж простите за прямоту: он нас заставляет анализировать проблемные зоны, точки роста и улучшать свою работу. Что, безусловно, радует наших партнёров.
— Евгений, каким образом выстроены отношения компании «ВЭБ-лизинг» с компанией «Евролак»?
— «Евролак» — официальный дилер Mercedes-Benz в Калининграде. Они продают автомобили, а мы, как лизинговая компания, являемся инструментом для продажи. «ВЭБ-лизинг» в Калининграде работает в течение пяти лет, и всё это время мы сотрудничаем с «Евролак», занимая долю в продажах автомобилей Mercedes-Benz в лизинг более значительную, чем в целом по стране.

— С какой моделью автомобиля «Евролак» влился в программу Минпромторга?
— С Mercedes-Benz Sprinter Classic всех баз. Микроавтобусы подходят под программу, и мы уже профинансировали несколько таких автомобилей. В проекте ещё 15 автомобилей, которые будут реализованы по этой схеме в ближайшие две недели (на момент публикации — от ред.).
Хочу сказать, что благодаря программе льготного лизинга, у покупателей произошла смена акцентов при выборе марки и модели в сторону автомобилей, произведённых в России. Есть, конечно, люди, которые привержены определённой марке и, в независимости от того, есть программа или нет, будут покупать только её.
Но в целом, если выбирать между автомобилем российского производства или других стран, то решение однозначно в пользу отечественного: скидка в 10% — это очень существенно… Благодаря программе Минпромторга по льготному лизингу, клиент может приобрести автомобиль с минимальным первым платежом. На данный момент «ВЭБ-лизинг» финансирует покупку с первым платежом от 5 %  на максимальный срок — шесть лет.
Также у нашей компании 110 подразделений по всей России, и нам, как крупному корпоративному клиенту, производители предоставляют крупную скидку, а её мы проецируем на своих клиентов.
То есть любой человек, пришедший в автосалон, чтобы купить одну машину, может получить нашу скидку, как покупатель сотни тысяч автомобилей.

— А дилеру это интересно?
— Дилер не остается в накладе, потому что эта скидка, как правило, субсидируется импортёром. Размеры компенсаций разные у всех, но, если клиент приходит в салон и решает — купить или не купить, а дилер — продать с нашей скидкой и получить компенсацию, либо отпустить человека восвояси, то тут выбор очевиден.
И, опять же, можно сэкономить на субсидии 10% и ещё получить скидку на автомобиль до 15%. Благодаря суммированию двух программ, цена на автомобиль уменьшается на 25% и становится дешевле, чем даже до кризиса.
Согласитесь, это – серьёзное предложение… Программа льготного лизинга — впервые в нашей стране. И самое главное, она уже дала высокий экономический эффект и распределение портфеля продаваемых автомобилей в сторону тех, что производятся в России.

Участники (автопроизводители) программы по льготному лизингу

BMW
Toyota
Nissan
Mitsubishi
Mazda
Peugeot
Mercedes
Volkswagen
KIA
Renault
Citroen
Hyundai
Skoda
Ford
Камаз
МАЗ
ГАЗ
ВАЗ
УАЗ