Анна Семёнова: интерьер — это сценография жизни

24.10.2025 Выкл. Автор Автодилер

«Жилой интерьер сравним со спектаклем, ведь «жизнь — театр, а люди в нём актёры». Мы стремимся делать так, чтобы в этом спектакле хозяин дома был одновременно режиссёром и счастливым исполнителем», — убеждена Анна Семёнова, дизайнер-декоратор, сценограф, совладелица семейной мастерской интерьера FOURTO4KA, человек, влюблённый в искусство, литературу, историю родного города…

— Как вы нашли себя в сфере дизайна интерьеров?
— Я получила образование на факультете режиссуры, но быстро поняла: мне интереснее оформлять сцену, чем ставить спектакли. Продолжая образование на кафедре прикладной культурологии и режиссуры массовых мероприятий, свой диплом я посвятила дизайну досуговых центров, и именно в этот период мой путь в интерьеры начал приобретать форму. Сначала я работала с корпусной и мягкой мебелью; помогая заказчикам с компоновкой кухни и подбором предметов, я постепенно завоёвывала их доверие. Однажды клиенты предложили сделать полный дизайн интерьера — это был мой первый полноценный проект. И тогда я точно поняла: это то место и та профессия, где хочу оставаться и развиваться.

— Вы работаете и как театральный художник. Что общего у театральной постановки и процесса создания интерьера?
— Создание самобытных, нестандартных интерьеров и работа над сценографией спектакля — две стороны моей профессиональной деятельности, обладающие одинаковым алгоритмом действий и похожими методами работы: и сцену, и комнату я заставляю «играть». В обоих случаях главный инструмент — не отдельные предметы, а повествование, которое создаётся через пространство, свет, предмет и движение. Важна мизансцена и композиция — как режиссёр продумывает позицию актёров на сцене, так и дизайнер выстраивает кадр в интерьере: что первым захватит взгляд, что останется в тени… Композиция задаёт образ и определяет, как люди будут «читать» пространство.
И в театре, и в дизайне важно передать эмоцию через предметную среду. Я «одеваю» дом в характер его хозяина. Материалы, цвета, аксессуары становятся костюмами и реквизитом, которые делают роль правдоподобной.
Работа со слоями освещения — одна из самых театральных частей проекта. Свет в спектакле направляет внимание, создаёт глубину; в интерьере он выполняет те же функции: локальный свет для чтения, мягкий фон для приватных зон, акцентные пятна для предметов-героев. Иногда достаточно одного такого пятна, чтобы в пространстве родилась новая сцена.
И двигаются люди по дому, как актёры по сцене. Я регулярно мысленно прогоняю «пьесу»: как войти, где сделать паузу, какие виды откроются по пути к кухне, продумываю, где задержать взгляд, где дать свободу движению.
Нужно помнить, что разные материалы «звучат» по-разному: кирпич даёт бас, тонкая льняная фактура — высокий тембр, а их сочетание — это музыкальная партитура, где каждая партия должна найти своё место. Часто важнее не абсолютная «премиальность» вещи, а её роль в общем ансамбле. Поэтому я комбинирую дорогие и бюджетные элементы, отводя «звёздную роль» тем деталям, которые формируют характер образа.
Также хороший интерьер умеет меняться: сезонные ткани, мобильные экспозиции, трансформируемая мебель позволяют «перекроить» сцену без капитального ремонта. Тогда дом выдержит перемены — появление детей, новые хобби, смена ритма — и останется узнаваемым в своей сути.

— Расскажите подробнее о вашей семейной мастерской.
— За годы работы в нашей семейной мастерской я привыкла мысленно ставить спектакль ещё на стадии эскиза — и этот подход определяет всё, от первой точки до последнего штриха. Мы и назвали нашу мастерскую: fourto4ka — это и базовые четыре точки, и первые эскизы, и любовь к истории своей страны и винтажу; ведь игра слов и букв в названии обращают нас к уникальному явлению предметной культуры России — оконной форточке.
Наша семейная мастерская — это синтез художественной традиции и ремесленного подхода. Мама, незаурядный художник, дизайнер текстиля в интерьере, конструктор, тонко чувствует фактуру, движение, пластику — неважно, это роспись стены, мебельное панно, скульптура или портьера. Отец и брат — мастера-печники — грамотно работают с конструктивом и фактурой старого немецкого кирпича. Муж руководит цехом корпусной мебели. Мы ведём проект от эскиза до завершающего штриха, и именно это целостное видение позволяет делать «сценографичные» интерьеры.

— Какими практическими приёмами создания интерьера вы можете поделиться?
— Начинайте не с мебели, а с маленькой истории: кто живёт в доме, какие у него ритуалы. Создавайте мудборд, коллаж или визуализацию — они сравнимы со сценографией к спектаклю. Продумайте «пролог» (прихожая) и «эпилог» (место для релаксации) — первое и последнее впечатления должны работать. Используйте световые пятна и контрасты для управления вниманием. Комбинируйте фактуры, отдавайте «главную роль» одной выбранной детали.

— Калининград, его исторический контекст, часто становится отправной точкой для ваших проектов…
— Я люблю Калининград: здесь мои корни, здесь выросли мои родители и родились мои дети. Город с многослойной историей — редкий источник тем: старые кирпичные фасады, узкие улочки, тихий ритм жизни. После путешествий по Европе и России я почувствовала, что у нашего города свой неповторимый шарм — размеренный, камерный, дающий пространство для ремесла и медленной, вдумчивой работы.

— Водите ли вы машину, что для вас значит автомобиль?
— За рулём я много лет. Скорость приносит ощущение свободы и полёта, когда приходят самые интересные мысли; дорога превращается в сцену, где я актёр и зритель одновременно. Машина в таком контексте — реквизит, средство выразительности, но не всегда — костюм. Сейчас автомобиль для меня больше про комфорт и прагматику, чем про статус: он помогает успеть, перевозить, становится мобильным офисом. Но роль машины меняется вместе с жизнью: сегодня комфортный девайс, завтра — способ трансляции статуса.
Эти метаморфозы роднят автомобиль с интерьером: везде важны функциональность, характер и возможность трансформации.
В ограниченном бюджете важно найти машину с минимальной «личной драмой»: надёжную, экономичную, удобную. Когда финансы и статус проекта позволяют — автомобиль может стать экспрессивной деталью образа, дополняя ваше личное повествование.
То есть это «сцена», где вы можете безопасно и комфортно исполнять свою роль. Сегодня он — инструмент для жизни, завтра — средство самовыражения, и в этом постоянстве перемен и заключается очарование дороги.