Алтайские метаморфозы

20.01.2016 0 Автор Автодилер

Отсутствие современной цивилизации, первозданная природа, зорко охраняемая местными жителями, и шанс совершить персональный подвиг, став на время гостем на своей российской земле — это Горный Алтай. Калининградцы стали частью экспедиции в те неизведанные места.

Маршрут:  Калининград — Минск — Москва — Нижний Новгород — Казань — Чита — Новосибирск — Барнаул — Горный Алтай.
Состав экспедиции: семь человек .
Период: две недели.
Транспорт: Dodge RAM и Toyota Land Cruiser 80.
Километраж по Горному Алтаю – 2000 км

IMG_2030

Горный Алтай – жемчужина Сибири, редкое место в России по красоте, колориту, уникальности и множеству легенд. Неспроста говорят, что этот край в корне меняет человека, а побывать на Алтае – всё равно что прожить другую жизнь. Возможно, потому, что мы слишком привыкли к той жизни, в которой «выносим» мусор на автомобилях, паникуем, когда вдруг отключают электричество и водоснабжение, едва замечаем, как листва меняет цвет, и слишком мало знаем не только друг друга, но и самих себя. Снять маски, смахнуть налёт цивилизации – и вот ты уже просто человек, истинный образ которого Алтай проявит как лакмус.
«Желание съездить в Горный Алтай возникло давно, – рассказывает «Автодилеру» калининградец Алексей Пресняков, – много разговоров об этом крае. У нас компания, в кругу которой мы активно проводим время: охотимся, рыбачим, выезжаем на квадроциклах, джипах, занимаемся дайвингом. И почти все наши парни, включая меня, давно объездили множество разных стран, но наша Россия – огромная, интересная, неизведанная, поэтому, конечно же, хочется её посмотреть. Изначально мою идею путешествия в Горный Алтай поддержали человек двадцать, но уже к моменту поездки сформировалась группа из семи человек: двое из Москвы, один из Нижнего Новгорода, наш друг француз Иван с русскими корнями, выходец из рода Кутеповых и мы – калининградцы. Сначала планировали, что все поедем на автомобилях, маршрут долгий, почти 5,5 тысяч километров, это примерно 5 дней в пути. Но в итоге получилось так, что мы разделились, и часть группы полетела на самолёте, а часть отправилась туда на моём Dodge RAM. Встретились мы в Барнауле, познакомились со своими проводниками и взяли в аренду ещё один автомобиль – Land Cruiser 80.

IMG_2056
«Разумеется на протяжении всего пути до Горного Алтая мы привлекали внимание, – говорит Алексей, – ведь машина была оклеена наклейками с названиями всех городов, что мы проезжали, да и сам автомобиль весьма диковинный для тех мест». Впрочем, совсем скоро всё изменилось – удивляться пришлось самим путешественникам. К примеру, стало очевидно, что Алтайский край и Республика Алтай это далеко не одно и то же. Разные традиции, обычаи, люди и сама жизнь. Алтайский край с центром в Барнауле – это развитый регион, который ждёт и любит туристов. В Горном Алтае к гостям относятся настороженно, соответственно, о сервисе в привычном понимании стоит забыть. «Можно ехать 400 километров и не встретить ни одной души, – рассказывает Алексей, – без проводников там делать нечего. Жители горных селений считают, что живут на своей исконной земле, потому приход туристов расценивается как посягательство на их территорию. Вы можете сделать привал, как вам кажется, в безлюдном месте, а потом к вам подъедет человек на коне, сообщит, что это его пастбище, и попросит вас оттуда. К слову сказать, они все передвигаются исключительно на лошадях, и ещё весьма своеобразно реагируют на алкоголь, во всяком случае, нам посоветовали не использовать горячительное в процессе общения с ними». Первое место-стоянка в путешествии по горному Алтаю – Чёрный Ануй, село, расположенное не очень высоко в горах, где у одного из проводников экспедиции когда-то жил дедушка. Достопримечательностью, которую удалось пощупать, стала пещера. Чтобы добраться до неё, необходимо было преодолеть крутой подъём в гору; затем участников экспедиции ожидал спуск на тросе по отвесной стене – 20 метров вниз. Самым сложным оказалось преодолеть тесный участок пещеры. Практически это означало проползти 12 метров в узком пространстве, при этом держа голову не прямо, а только полубоком. Обратная дорога по такому же принципу, только вверх по мокрой отвесной стене. «Не обошлось без эксцессов, – вспоминает Алексей, – наш француз Иван застрял, но в итоге вылезли оттуда все счастливые, правда были похожи на шахтёров».

IMG_2198
Следующее место, где участники экспедиции разбили лагерь – река Катунь, мощная, широкая, с бешеным течением и каменистым берегом. Купаться можно только стоя по пояс в воде, держась за руку напарника.
«Чем оказалось примечательно это место? Там мы поняли, что такое переменчивая погода, – говорит Алексей. – «Когда мы разбивали лагерь, было лето, а к ночи наступила зима, налетела буря с мокрым снегом. Полночи мы занимались тем, что держали палатки и шатры, чтобы их не унесло ветром. Утром снова вышло солнце, но ландшафт заметно изменился, кругом лежали поваленные деревья».
Далее Чуйский Тракт – автомобильная дорога «Новосибирск — Бийск — Ташанта», – главная транспортная артерия Алтая. Или иначе – живая легенда. Установлен даже памятник и сложена песня о парне, который первым пересёк это тракт в то время, когда он был, скорее, направлением, чем дорогой. Сейчас его преодолеть можно за несколько часов, тогда же требовалось от 3 до 5 суток. Существовал шапочный принцип переезда по тракту. Так как две машины там разъехаться не могли, проезжала одна, но перед этим водитель оставлял шапку в начале пути, затем возвращался за ней по другой тропе пешком. Следующий за ним водитель ждал, пока первый не вернётся за своим головным убором, это служило сигналом для проезда.
Следующее место путешествия – Софийский ледник. «Дорога туда невероятно красивая, – вспоминает Алексей, – что-то вроде той, что показана в фильме «Земля Санникова». После перевала открывается равнина, где разливаются реки, озёра, и видно заснеженные вершины гор. Ходят неспешно пастухи, пасётся скот. Причём картина настолько умиротворяющая, что кажется статичной. Мы ехали обратно спустя два дня, а у меня было ощущение, что пастух стоит на том же месте, и собака рядом с ним». В предгорье ледника начался дождь, потом пошёл мокрый снег, резко похолодало, и проводники предложили переждать двое суток. Путешественники же решили отложить поход на следующий раз. К тому времени уже всем хотелось тепла.
Путешествие продолжилось по Чуйскому тракту, через перевал Кату-Ярык – ворота в долину Чулышмана. «Нам рассказывали, что в советские годы эту дорогу сделали два энтузиаста с помощью одного бульдозера. Невероятно сложный путь: с дикой высоты вниз серпантином устремляется узкая дорога в ущелье, по которой мы спускались ночью, что удваивало сложности, но зато утром нас ожидало вознаграждение – потрясающая бирюзовая река Чулышман, которая течёт в красивейшем ущелье, со своим собственным микроклиматом. Здесь летом (два месяца в году) всё время около 30 градусов тепла, благодаря потокам тёплого ветра, которые попадают сюда, как в тоннель, из зловещей пустыни Гоби, что в Монголии. Мы жили в аиле. Это круглая постройка вроде шатра, по центру печка, а вокруг кровати. На наш вопрос о том, кто хозяин пристанища, мы получили стандартный в этих местах ответ: «Очень уважаемый человек».

IMG_2312_2
Достопримечательность, которую посетили наши путешественники – водопад Учар – самый большой каскадный водопад в Горном Алтае. «Проводники оценили нашу спортивную подготовку и рассчитали пеший путь на восемь часов. Но мы смогли дойти до водопада за пять с половиной, и, наверное, это рекорд. Когда мы возвращались назад, видели группы, стартовавшие раньше нас, и людей, у которых элементарно сдали нервы. Они просто отказывались передвигать ноги. Это и понятно: нужно было преодолеть три перевала, дорога уходила то вверх, то вниз, да и не дорога это собственно, а узкая сыпучая тропинка, с которой каждую минуту рискуешь сорваться вниз. Нашему французу Ивану и здесь не повезло, но его вовремя удержал Алексей Волков. Обратно шли молча, сил говорить уже не было. И только вернувшись к месту стоянки, узнали, что преодолели 27 км. Проводники намеренно не озвучивали километраж перед походом».
Ещё одно место, куда не удалось попасть нашим путешественникам, – высокогорное плато Укок, сакральное место силы для алтайцев, монгольских и китайских буддистов. Место, где расположено больше 150 археологических памятников и курганных захоронений разных периодов. Именно там была найдена знаменитая алтайская принцесса. «Местные рассказывали, что когда её останки откопали и повезли в Новосибирск, шаманы предупредили о природных волнениях, ибо нельзя тревожить духов. И потом случилось землетрясение силой 8 баллов. Мы как раз проезжали деревню, от которой ничего не осталось после стихии, видели стадион, который провалился на 15 метров в глубину. Не удалось нам попасть на плато Укок, потому что налетела снежная буря, там перевернулся автобус, и проезд был невозможен. Зато мы остановились в одном интересном месте, где расположены урановые рудники и радоновые источники. Оттуда француз Иван писал шутливые сообщения своим друзьям: «Мы плохо поговорили с местным полицейским, и нам дали 15 дней рудников».
Заключительная стоянка путешествия по Горному Алтаю – Телецкое озеро. Огромное, второе по величине после Байкала пресноводное озеро, окружённое горным хребтом, глубина которого порядка 300 метров. «По дороге к озеру проезжали деревушку, в которой в шесть утра всё население было пьяное, – вспоминает Алексей, – оказалось, что это такое поселение-индивидуум, где запрещено торговать алкоголем на законодательном уровне, но тем не менее…» С берегов Телецкого озера путешественники на пароме отплыли в Алтайский край, чтобы попасть в Барнаул. Сплав занял шесть часов; на пароме встретили калининградских байкеров, которые путешествовали на мотоциклах до Владивостока и обратно.
«Россия – огромная страна, и не везде есть цивилизация. Горный Алтай как раз тому подтверждение. Так называемый сезон там длится всего 2-3 месяца, а зимний Алтай выдержит не каждый. Это свой сложившийся мир, колыбель природы, и другой, наверное, не нужен. Спасибо, что позволяет прикоснуться к нему».

IMG_2079

P.S. Возможно, следующим путешествием станет поездка на озеро Байкал.